История

История становления и развития

конституционного контроля в Кыргызстане

 

Первые шаги к созданию институционального механизма по защите Конституции были сделаны в годы перестройки, еще до распада СССР и обретения Кыргызстаном независимости.

В соответствии с Законом Киргизской ССР от 23 сентября 1989 года “Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Киргизской ССР” впервые был учрежден орган конституционного надзора – Комитет конституционного надзора Киргизской ССР.

На Комитет возлагалось представление Верховному Совету Киргизской ССР заключений о соответствии Конституции Киргизской ССР проектов законов, подлежащих рассмотрению, актов Верховного Совета, наблюдение за соответствием Конституции и законам Киргизской ССР постановлений и распоряжений Совета Министров, решений местных Советов народных депутатов, актов других государственных органов и общественных организаций. Комитет состоял из председателя, заместителя председателя и семи членов, избирался Верховным Советом Киргизской ССР сроком на 10 лет из числа специалистов в области политики и права.

Позже, Законом Киргизской ССР от 12 апреля 1990 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Киргизской ССР» был расширен перечень субъектов, обладающих правом обращения в Комитет. Кроме этого, была уточнена процедура, в соответствии с которой Комитет должен был давать свои заключения и добиваться их выполнения. Эти поправки легли в основу специального закона «О конституционном надзоре в Киргизской ССР» от 14 апреля 1990 года, определившего основные принципы, полномочия и порядок деятельности Комитета конституционного надзора Киргизской ССР.

Между тем, надзорные функции Комитета не распространялись на приговоры и решения судов по гражданским, уголовным и административным делам, решения органов следствия, прокуратуры и государственного арбитража.

С учреждением поста Президента Киргизской ССР  24 октября 1990 года Законом Киргизской ССР «Об учреждении поста Президента Киргизской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Киргизской ССР» и избранием первого Президента Киргизской ССР существенно изменяется система органов государственной власти и управления. В соответствии с Законом Киргизской ССР «О реорганизации системы органов государственной власти и управления в Киргизской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Киргизской ССР» от 14 декабря 1990 года  Комитет конституционного надзора был упразднен и Кыргызстан, одной из первых республик, входивших в состав СССР, образовала высший судебный орган по конституционному контролю — Конституционный суд Киргизской ССР.

Отсчет истории конституционного правосудия в Кыргызстане начинается именно с этого дня.

Вышеупомянутым законом было установлено, что состав Конституционного суда избирается Верховным Советом Киргизской ССР по представлению Президента Киргизской ССР сроком на 10 лет из числа специалистов в области права в количестве девяти членов, включая председателя и двух его заместителей. В этот же день был избран первый председатель Конституционного суда — Шаршеналиев А.

Организация, компетенция и порядок деятельности Конституционного суда определялись Конституцией и законом «О Конституционном суде Киргизской ССР».

Образование Конституционного суда, как особого судебного органа, с возложением на него функций конституционного контроля, безусловно, свидетельствовало о стремлении Кыргызской Республики к созданию основ демократического правового государства.

Вместе с тем, как показывает история, все попытки установления эффективного конституционного контроля были тщетными. Созданные государственные органы были малоэффективны или же вовсе бездействовали.

Относительно значимые изменения в этой сфере стали происходить лишь после обретения Кыргызстаном независимости и принятия первой Конституции независимого Кыргызстана 5 мая 1993 года.

Конституция Кыргызской Республики по-новому определила место и роль судебной системы в целом и Конституционного суда в частности, а также заложила основы судебно-правовой реформы в стране.

Конституционный Суд Кыргызской Республики состоял из девяти судей, кандидатуры которых представлялись Президентом Кыргызской Республики и избирались Жогорку Кенешем Кыргызской Республики уже сроком на 15 лет.

Председателем была избрана Баекова Ч.Т.

Закон Кыргызской Республики «О Конституционном суде Кыргызской Республики» и Закон Кыргызской Республики «О конституционном судопроизводстве Кыргызской Республики» были приняты Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 18 декабря 1993 года.

Свое первое решение Конституционный суд Кыргызской Республики принял лишь 9 ноября 1995 года, дав положительное заключение к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики», внесенному Президентом.

В последующем, на протяжении пятнадцати лет в Конституцию Кыргызской Республики вносились изменения, направленные на усиление полномочий Президента. Эти процессы стали одной из главных причин социального напряжения в обществе и привели к выступлениям оппозиционных сил, которые в марте 2005 года вылились в акт всенародного возмущения, приведшие к свержению первого Президента Кыргызской Республики. Акаев Аскар и его окружение покинули страну. Начался процесс конституционной реформы.

Жогорку Кенеш, на основании существенно обновленного Регламента, 8 ноября, затем 30 декабря 2006 года принял Законы «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики». Однако Конституционный суд своим Решением  от 14 сентября 2007 года признал неконституционной главу 16-1 Закона Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» и отменил действия вышеуказанных законов. Эти события привели к длительному противостоянию между Жогорку Кенешем и Конституционным судом.

Тем временем, 19 сентября 2007 года Указом Президента был назначен референдум по вопросу принятия закона «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики». 21 октября 2007 года по результатам этого референдума предложенный Президентом проект новой редакции Конституции был принят.

На следующий день, то есть 22 октября 2007 года Указом Президента Кыргызской Республики Жогорку Кенеш был распущен.

Формальным основанием к такому политическому акту послужил затянувшийся конфликт между Жогорку Кенешем и Конституционным судом.

7 апреля 2010 года вспыхнувшие народные волнения переросли в столкновения с силами правопорядка, которые привели к многочисленным человеческим жертвам. Президент Бакиев К.С. и его окружение покинули страну, государственная власть на всей территории Кыргызской Республики была полностью парализована.

Учитывая сложившееся в стране критическое положение, оппозиционные силы сформировали Временное Правительство и Декретом №1 от 07 апреля 2010 года наделили его функциями высшего законодательного и исполнительного органа государственной власти.

Второй Декрет Временного Правительства был посвящен исторической и политической оценке деятельности Конституционного суда Кыргызской Республики с момента его образования:

 

«ДЕКРЕТ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О расформировании Конституционного суда Кыргызской Республики

12 апреля 2010 года                                                                                                    г.Бишкек

Конституционный суд Кыргызской Республики, образованный в 1993 году для защиты Конституции Кыргызской Республики, на протяжении всей своей деятельности не оправдал возложенные на него надежды и способствовал концентрации власти в одних руках, как при Акаеве А.А., так и при Бакиеве К.С.

По всем изменениям и дополнениям, внесенным в Конституцию Кыргызской Республики в 1996, 1998 и 2003 годах референдумом и направленным на усиление полномочий Президента Кыргызской Республики, были даны положительные заключения. Своими действиями Конституционный суд способствовал разрушению имевшихся в Конституции 1993 года механизмов сдержек и противовесов.

Конституционный суд Кыргызской Республики, грубо попирая нормы Конституции, в 1998 году вынес заключение, которое дало возможность баллотироваться на третий срок Президенту Акаеву А.А.

После революции 2005 года на Конституционный суд Кыргызской Республики снова возлагалась большая надежда. Однако за короткий промежуток времени Конституционный суд Кыргызской Республики опять продемонстрировал свою зависимость, дав в сентябре 2007 года положительное заключение на проект изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики. Эти изменения были приняты на так называемом «референдуме», которым Президент Кыргызской Республики Бакиев К.С. легитимизировал полную узурпацию власти.

В декабре 2009 года Бакиевым К.С. был внесен на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики законопроект, предусматривающий механизм передачи полномочий Президента через Президентское совещание, состав которого в проекте изменений не указывался. Несмотря на то, что такой механизм временной передачи власти Президента фактически означал переход власти к ближайшим родственникам Бакиева К.С. с последующим юридическим оформлением, Конституционный суд и в этом случае дал положительное заключение, «попросив» заменить Президентское совещание на Государственный совет.

Таким образом, Конституционный суд фактически не смог выполнить возложенные на него функции по защите Конституции и превратился в орган, содействовавший укреплению власти одного человека.

Действия Конституционного суда Кыргызской Республики по укреплению власти одного лица привели к событиям 6-7 апреля 2010 года и падению антинародного режима Бакиева К.С.

В целях исключения попыток использования Конституционного суда Кыргызской Республики для дестабилизации обстановки Временное правительство Кыргызской Республики в соответствии с Декретом N 1 от 7 апреля 2010 года принимает настоящий Декрет:

Расформировать Конституционный суд Кыргызской Республики до особого решения Временного правительства Кыргызской Республики.

Председатель Временного

Правительства Кыргызской Республики                                                                                            Р.Отунбаева»

Таким образом, Конституционный суд, как высший судебный орган по защите Конституции прекратил свое существование.

27 июня 2010 года состоялся референдум (всенародное голосование) и была принята новая редакция Конституции, в соответствии с которой впредь конституционный контроль возлагается на совершенно новый орган – Конституционную палату Верховного суда Кыргызской Республики, являющейся институционально и организационно самостоятельным высшим судебным органом.

Контактная информация

 

720040, город Бишкек, улица Абдумомунова, 205

Отдел документационного обеспечения, приема граждан и писем
(+996 312) 66-10-89
 
Электронная почта Верховного суда - supcourt@sot.kg
 
 

  

 

Рабочий график

Понедельник - Пятница     08:30 17:30

    Обеденный перерыв      12:00 – 13:00