warning: call_user_func_array() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'theme_filter_tips_more_info' not found or invalid function name in /var/www/jogorku/includes/theme.inc on line 669.

Эссе Улана Жанболотова, занявшее 1-е место

11.01.2018

1-е место – Жанболотов Улан Кубанычбекович, делопроизводитель, Управление Верховного суда Кыргызской Республики по работе с законодательством, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики и обеспечению работы Пленума, Верховный суд Кыргызской Республики.

«Перспективы развития судебной системы Кыргызской Республики».

Одной из опорных точек подлинно функционирующего правового государства является независимое, прозрачное и эффективное правосудие. Оно выступает гарантом в осуществлении прав и свобод граждан и юридических лиц. Кроме того, правосудие обеспечивает правовую стабильность в стране, социальную устойчивость и режим законности, а также создает необходимые условия для политических и экономических действий, содействуя при этом экономическому развитию страны.

Подробнее

Однако правосудие способно справляться со своей задачей только в случае, когда в стране будут созданы необходимые условия для эффективного функционирования судебной системы. В связи с этим большое значение имеет построение и поддержание судебной системы параллельно с динамикой развития общества, приспосабливая его к меняющимся реалиям общественной жизни и современным требованиям справедливости.

На сегодняшний день в стране созданы необходимые правовые основы для реформирования судебной системы. Указом Президента Кыргызской Республики «О мерах по совершенствованию правосудия в Кыргызской Республике» от 8 августа 2012 года № 147 и Государственной целевой программой «Развитие судебной системы Кыргызской Республики на 2014-2017 годы» определены главные цели, задачи и направления реформирования судебной системы.

В рамках проводимой в стране судебной реформы были приняты семь новых кодексов, а также десятки других новых законов. Если до сегодняшнего времени в перечне наказаний превалировал карательный подход, то после вступления этих актов в силу будет уклон в сторону гуманизации. Для эффективной реализации функции судебного контроля вводится новая фигура - следственный судья.

Кроме того, был изменен порядок отбора и назначения судей. Созданы необходимые предпосылки для отбора грамотных, честных, принципиальных и бескорыстных судебных кадров.

Другим очень важным приоритетным направлением судебной реформы стало решение проблемы материально-технического обеспечения судов. За последние 5 лет объемы финансирования судебной системы увеличились в 4 раза.

Таким образом, начатая за последние годы судебная реформа позволила укрепить фундамент судебной системы и проложила путь к построению в стране подлинно независимой судебной власти.

Вместе с тем необходимо понимать, что в соответствии с меняющимися реалиями общественной жизни будут меняться способы осуществления правосудия, порядок решения споров, в связи с чем, процесс развития судебной системы должен иметь постоянный характер.

Тема для написания эссе выбрана: «Перспективы развития судебной системы Кыргызской Республики». Полагаю, что для раскрытия темы ограничиться только  освещением проводимой в стране судебной реформы будет недостаточным, в связи с чем попробую изложить свою индивидуальную позицию о судебной реформе.

1. Для утверждения судебной системы как самостоятельной и независимой ветви власти, обладающей всеми необходимыми характеристиками отдельной властной структуры, Верховный суд Кыргызской Республики должен быть наделен правом законодательной инициативы наравне с остальными ветвями власти.

Право законодательной инициативы, прежде всего, наделяло бы  полномочиями устанавливать не только правомерность поведения участников общественных отношений, но и правомерность самих законов. Этот принципиально новый аспект судебной власти характеризовал бы ее как подлинно самостоятельный и независимый вид государственной власти в системе разделения властей.

Законодательную инициативу как стадию законотворческого процесса следует отличать от простого предложения о принятии нового закона. В принципе Верховный суд Кыргызской Республики может выступить с подобным предложением, направив его в компетентный орган. Однако никаких юридических последствий оно не вызывает, так как его процедура законодательно не закреплена. А вот если с предложением принять новый закон выступает субъект, обладающий правом законодательной инициативы, то такое предложение вызывает юридические последствия, законодательный орган обязан его рассмотреть и вынести соответствующее решение, так как оно будет законодательно регламентировано и имеет обязательный характер.

На сегодняшний день судебная власть вполне успешно реализует отдельные элементы права законодательной инициативы. В частности, бюджет судебной системы формируется самостоятельно судебной властью и включается в республиканский бюджет. Процесс разработки проекта бюджета судебной системы проводится с участием Совета судей Кыргызской Республики.

2. Считаю целесообразным в век развития компьютерных технологий уделить значительное внимание созданию эффективной информационно-коммуникативной системы судебной власти. Необходимо использовать преимущества сети Интернет и современные технологии во благо отправления правосудия и для оптимизации судебных процессов, которые привели бы к экономии процессуального времени и минимизации судебных расходов. 

            Это мнение прозвучало во время видеоконференцсвязи председателя Верховного суда Кыргызской Республики Айнаш Токбаевой с председателями областных судов республики. Председатель отметила, что ближайшими приоритетными задачами судебной системы являются повышение качества отправления правосудия и внедрение электронного судопроизводства.

В рамках оптимизации судебного процесса вполне возможно внедрение системы электронного судопроизводства, предоставляющей возможность гражданам и юридическим лицам подавать исковые заявления и другие процессуальные документы по электронной почте, что существенно увеличивает доступность к осуществлению правосудия. Со временем необходимо внедрить высокие технологии и в процедуру рассмотрения судебных дел, т.е. проводить дистанционные судебные процессы, где заинтересованные лица могут принять участие в ходе судебного разбирательства с помощью современных систем телекоммуникаций. Данные изменения напрямую способствуют экономии процессуального времени и судебных расходов, а также снизят коррупционные риски, так как минимизируют контакт сторон с судьями и работниками аппаратов судов.

            3. Повышению качества отправления правосудия также способствует обязательная аудиозапись судебного разбирательства, что существенно дисциплинирует всех субъектов и участников судебного процесса, а также заставляет судей постоянно повышать свой профессиональный уровень и проводить судебное заседание в точном соответствии с процессуальным законодательством.

            4. Об эффективной защите прав и законных интересов граждан и организаций можно говорить лишь в том случае, когда суды осуществляют качественное правосудие, т.е. дела рассматриваются квалифицированно.

Внедрение со временем разумной специализации судей, имеющей четкую организационно-правовую основу, может стать одним из основополагающих факторов, влияющих на качество судебных решений. Распределение функциональных полномочий положительно отражается на повышении компетентности судьи при рассмотрении дел, на сокращении сроков и качестве решения споров, так как очень сложно быть высокопрофессиональным юристом одновременно в разных областях - уголовного, гражданского или налогового права.

Специализация судебной системы может иметь внешние и внутренние виды. При внешней специализации создается отдельная подсистема судов, которая имеет четко очерченную юрисдикцию и правила рассмотрения дел, а при внутренней специализации распределяются функциональные обязанности между судьями одного суда, когда отдельные судьи рассматривают лишь определенные категории дел, отнесенных к юрисдикции данного суда.

Зарубежный опыт в этом отношении имеется. К примеру, в Германии действуют административные, финансовые, патентные суды, суды по рассмотрению трудовых и социальных споров, в США существуют суды по делам о несостоятельности, налоговые суды, в разных странах имеются ювенальные суды, которые рассматривают дела в отношении несовершеннолетних, и земельные суды и т.д.

5. Достаточно перспективным в сфере развития правосудия представляется альтернативное урегулирование споров. Как совокупность процедур, способствующих внесудебному разрешению противоречий и конфликтов, оно способно значительно разгрузить работу судов.

В настоящее время перспективными альтернативными юридическими процедурами, которые могут получить применение в Кыргызской Республике, можно назвать медиацию, третейский суд и переговоры.

На сегодняшний день в стране принят Закон Кыргызской Республики «О медиации», который вступает в силу в феврале 2018 года. Также нужно отметить начало подготовки профессиональных медиаторов в Высшей школе правосудия.

6. Даже при самой совершенной нормативно-правовой базе и организационной структуре эффективность правосудия определяют люди. В современных условиях человеческий фактор также играет большую роль в обеспечении качества отправления правосудия. Поэтому особое внимание в этой ситуации необходимо уделить подбору и подготовке кадров. Одной из задач развития судебной системы является создание современной системы подготовки судейских кадров.

Уверен, что со временем и наша судебная система будет располагать Академией правосудия, предназначенной для подготовки судейских кадров, повышения квалификации судей и работников судебной системы с использованием современных стандартов образования, а также ведением научных и научно- исследовательских работ в области отправления правосудия.

7. Авторитет судебной власти зависит не только от того, насколько защищены права граждан и юридических лиц в вынесенных судебных актах, но и насколько полно и своевременно исполнен судебный акт.

Для повышения эффективности деятельности судебного исполнителя необходимо совершенствовать механизмы взаимодействия Судебного департамента с другими государственными органами и организациями.

Также одним из перспективных направлений развития исполнительного производства может стать введение альтернативных способов исполнения.

Итак, изложив свое видение развития судебной системы, полагаю возможным  констатировать, что перспективы развития судебной системы непрерывно связаны с общими тенденциями развития страны. На современном этапе судебная система функционирует в условиях осуществления в государстве интенсивных социально-экономических процессов и реформ, что ставит новые задачи и определяет необходимость перехода судов на качественно новый уровень деятельности.

Несмотря на серьезные преобразования, затронувшие в последние годы судебную систему, ее состояние и проблемы по-прежнему вызывают неоднозначную оценку со стороны широкой общественности. К сожалению, деятельность судов еще не во всем удовлетворяет общество и граждан. Многие из предъявляемых претензий в неэффективности правосудия вполне справедливы.

Формирование позитивного имиджа судебной власти в первую очередь зависит от самой судебной власти, от судей и принятых ими решений, от того, насколько оперативно и справедливо рассматриваются дела. А также важную роль в этом вопросе играет и освещение деятельности судебной власти средствами массовой информации. Очень важно, чтобы к обществу доходила достоверная информация о работе судов.

Поэтому необходимо уделять больше внимания освещению деятельности судов и поддержанию связей со средствами массовой информации, наладить эффективное сотрудничество с государственными органами, общественными организациями и учебными заведениями с целью воспитания уважения к судебной власти и повышению правовой культуры и правового образования. Все должны понимать, что уважительное отношение к суду должно стать чертой национального достоинства.

Главной задачей для судебной системы должно стать повышение доверия общественности к судебной власти ибо, как говорил французский писатель Оноре де Бальзак: «Отсутствие доверия к судебной власти есть начало конца всего общества».

На мой взгляд, большинство из главных причин такого положения дел лежат за пределами сферы правосудия. Как бы ни была совершенна судебная система, она не сможет стать эффективной без всестороннего обеспечения государством ее функционирования. Верим, что в скором будущем общество увидит позитивные перемены и изменения в судебной системе, так как благодаря усилиям руководителей страны, государственных органов и общества реформирование судебной системы стало одним из приоритетных направлений государственной политики.

В завершение обращаю внимание, что почетная и нелегкая миссия служения правосудию требует от судей и работников судебных органов высокого уровня знаний, опыта и исключительных моральных и личных качеств: чести, достоинства, выдержки и преданности делу.

 

                                                                       

 

Комментарии отсутствуют.

Отправить комментарий

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Контактная информация

 

720040, город Бишкек, улица Абдумомунова, 205

Отдел документационного обеспечения, приема граждан и писем
(+996 312) 66-10-89
e-mail - vskr@sot.kg
 
 

  

 

Рабочий график

Понедельник - Пятница     08:30 17:30

    Обеденный перерыв      12:00 – 13:00