warning: call_user_func_array() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'theme_filter_tips_more_info' not found or invalid function name in /var/www/jogorku/includes/theme.inc on line 669.

Нарис Оморова - Гран-при конкурса эссе

12.01.2018

Гран-при – Оморова Нарис Канатбековна, Кыргызская Государственная юридическая академия, судебно-прокурорский факультет.

"Перспективы развития судебной системы Кыргызской Республики"

 Подробнее

 

За два десятка с лишним лет со времен приобретения государством независимости[1]  встал вопрос о гарантиях правового разрешения его спора и конфликтных ситуаций. Осуществлению правосудия в Конституции[2] посвящен специальный раздел.

 

В соответствии с государственными программными документами судебные преобразования в Кыргызстане прошли несколько этапов[3] и характеризуются дальнейшим развитием судебной системы в направлении укрепления конституционных гарантий права граждан на судебную защиту и независимости судебной власти.

Сегодня в судебной системе проводится активная работа по совершенствованию законодательных и процессуальных норм деятельности судов, внедрения альтернативных способов разрешения споров, например, Закон КР «О медиации»[4] . Она должна разгрузить суды, удешевить судебные процессы, а попутно и создать новые рабочие места и содействовать созданию своеобразной правовой культуры, которая у нас, к сожалению, слабо развита. По большому счету в урегулирование семейных споров должны вмешиваться не судьи, а медиаторы. Для суда-то важно только то, что указано в судебном иске. Не будет суд разбираться в мотивах и подлинных желаниях сторон, а для медиатора это основная задача.  Сегодня во всем мире люди стали все чаще прибегать к помощи медиаторов при разрешении различных споров, и статистика показывает, что в 80% случаев медиатор разрешает спор успешно, а исполнительность решения, вынесенного по спору, в 2 раза выше, чем в суде. В его основе лежит Европейский кодекс поведения медиаторов.

Также, для организации оптимальных условий для судопроизводства в судебной системе активизировать процессы модернизации путем внедрения проекта электронного суда.

В настоящее время не все суды республики обеспечены залами с аудио и видео-фиксацией, позволяющими изготавливать протоколы судебных заседаний с использованием указанных технических средств, которые обеспечивают точное фиксирование хода судебного разбирательства.

Ведь ознакомление участниками процесса с протоколами судебных заседаний по много эпизодным и сложным делам, которые содержат большой объем, занимает длительное время, что создает неудобства другим участникам процесса, в этих случаях требуется составление графика с распределением времени ознакомления, участники процесса при ознакомлении с протоколом судебных заседаний делают выписки, вносят  замечания. С введением аудио, видео-фиксации судебных заседаний в выполнении этих действий отпала бы необходимость. Применение указанных технических средств устранило бы также споры по поводу текста самого протокола. Участники процесса для ознакомления с протоколом судебных заседаний могут заявить соответствующее ходатайство и получить копию аудио и видеозаписи. Эти меры способствовали бы процессуальной экономии судопроизводства.

Нужно развивать также возможность дистанционного отправления правосудия путем оснащения судов системами видеоконференцсвязи.

Видеоконференцсвязь в суде - это техническая возможность обеспечения присутствия в судебном заседании путем передачи аудио и видео данных.

Как свидетельствует судебная практика, иногда участники процесса в силу объективных причин лишены возможности лично участвовать в судебном заседании. В таких случаях суды вынуждены откладывать судебное разбирательство, что приводит к затягиванию процесса.

Обеспечение нового уровня электронного взаимодействия с судами, ведение информационных технологии, а именно оборудование видеоконференцсвязи позволяет сократить сроки рассмотрения дел, органу исправительной системы исключить этапы, конвоирование подсудимых (осужденных) в суд, а подсудимому давать показания посредством видеоконференции прямо из мест отбывания наказания.

Последние годы были значимыми для судебной системы. Это связано, прежде всего, с практической реализацией намеченного нашим Президентом страны Паспорта Государственной целевой программы «Развитие судебной системы КР на 2014-2017 годы». Был создан Совет по судебной реформе при Президенте КР (далее - Совет), который является совещательным и консультативным органом при Президенте КР по вопросам судебной реформы. Но стоит также в целях внедрения передовых международных стандартов правосудия в судебно-правовой системе Кыргызстана создать консультативно-совещательный орган - Международный совет, в состав которого вошли бы авторитетные национальные и зарубежные судьи, эксперты и ученые.

         Также для совершенствования судебной  деятельности имеет постоянная работа над повышением профессионального уровня. Нужно проводить совместные мероприятия вузов и Верховного, областных  судов по теоретическим и прикладным проблемам развития правовой системы и работы судов. Полезно было бы шире практиковать преподавательскую деятельность судей, которая помогала бы им находиться в соответствующей «интеллектуальной форме». 

         Кроме того, можно было бы также предложить:

- Устранить разницу в оплате судей в судах разных инстанций.

В настоящее время суды первых инстанций для объективного и всестороннего рассмотрения гражданских дел, проводят его колосальную подготовку, котарая требует кропотливой работы, на что уходит много времени и труда, при этом судья должен уложиться в течение трех месяцев, а по некоторым делам в течение месяца.

Таким образом, вся тяжелая работа возлагается на судей первых инстанций, однако их заработная плата значительно разнится с судьями второй и третьей инстанций.

- Заработную плату следовало бы также увеличить и аппарату суда – секретарям судебный заседаний, помощникам судей, консультантам, специалистам и другим низкооплачиваемым сотрудникам.

В судах имеет место большая тякучесть аппарата суда, так как низкая заработная плата не задерживает этих работников больше года, хотя аппарат суда выполняет огромную работу. Можно сказать, что вся деятельность судов держится на аппарате суда.

Кроме этого, нужно обучение и проведение семинаров как можно больше и для аппарата суда.

- Особенно важно отметить об обеспечении жилой площадью работников судебной системы. Не все судьи и аппарат суда имеют в своей собственности жилую площадь. Многие из них имеют семьи и вынуждены снимать жилье, которое оплачивается департаментом суда лишь частично, при этом, если арендодатель имеет патент. Как правило многие арендодатели во избежание уплаты налогов, не имеют патента и сотрудникам суда, приходится платить большую часть из личных средств.

- Доступ к системе “токтом” должен быть не только для судей, но и для помощников.

- Должна быть узкая специализация судей в судах общей юрисдикции – судьи рассматривающие дела семейные, судьи, рассматривающие дела с несовершеннолетними детьми, судьи по земельным спорам и так далее. Специализация судей позволит углубить познания в категории спора, в правильном применении нормы права и без волокиты вынести законное, объективное решение.

Думаю, эти и другие меры, принятые и сбалансированные между собой будут содействовать повышению эффективности работы судебной системы в целом.




[1] Декларация о государственной независимости Республики Кыргызстан от 31 августа 1991 года № 578-XII

[2] Конституция Кыргызской Республики Принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 года (Введена в действие Законом КР от 27 июня 2010 года) и (В редакции Закона КР от 28 декабря 2016 года № 218), Раздел шестой «Судебная власть Кыргызской Республики»

[3] период до присоединения кыргызов к Российской империи (до 1867 г.), досоветский период (до октября 1917 г.), советский период (октябрь 1917 г. - август 1991 г.), постсоветский период (август 1991 – февраль 2003 г.) и новейший период (с февраля 2003 г.)

[4] Закон Кыргызской Республики «О медиации» от 28 июля 2017 года № 161

 

Комментарии отсутствуют.

Отправить комментарий

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Контактная информация

 

720040, город Бишкек, улица Абдумомунова, 205

Отдел документационного обеспечения, приема граждан и писем
(+996 312) 66-10-89
e-mail - vskr@sot.kg
 
 

  

 

Рабочий график

Понедельник - Пятница     08:30 17:30

    Обеденный перерыв      12:00 – 13:00