warning: call_user_func_array() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'theme_filter_tips_more_info' not found or invalid function name in /var/www/jogorku/includes/theme.inc on line 669.

Тилек Мусакеев - Гран-при конкурса эссе

11.01.2018

Гран-при – Мусакеев Тилек Медербекович, помощник судьи, Кеминский районный суд Чуйской области.

"Перспективы развития судебной системы Кыргызской Республики".

В соответствии с ч.2 ст. 3 Конституции Кыргызской Республики (от 27 июня 2010 года) Государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципе: разделения государственной власти. Что в свою очередь выделяет законодательную, исполнительную и судебную власть в Кыргызской Республике. Все ветви власти отвечают за социально-экономическое развитие страны, укрепление мира, согласия, законности и должны работать сообща, консолидировано, в интересах народа и государства. У которых основной целью является защита прав и свобод человека и гражданина. Ведь права и свободы человека относятся к высшим ценностям Кыргызской Республики. Они действуют непосредственно, определяют смысл и содержание деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Подробнее

Защита прав и свобод граждан объявляется обязанностью государства, и каждому гражданину предоставляется право защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещёнными законами Кыргызской Республики.

Построение правового государства предполагает попытку реального усиления гарантий прав, свобод и законных интересов граждан. Для этого и существуют суды, в компетенцию которых входят самые разные вопросы, начиная с дел по каким-либо гражданским спорам и заканчивая рассмотрением дел, связанных с основами государственного строя нашей страны.

Судебная система играет важную роль в построении гражданского общества и развитии национальной экономики. Независимое и беспристрастное разрешение судами споров является одним из условий, демократизации общества, обеспечения инвестиционной привлекательности Кыргызстана и повышения предпринимательской активности населения.

Что в свою очередь говорит о постоянном ее анализе и совершенствовании. Но, увы, как показывает история Кыргызстана, до 2012 года, со стороны государства не уделялось должного внимания судебной системе и отсутствовало стратегическое планирование, привязанное напрямую к республиканскому бюджету. В связи, с чем качество отправления правосудия, авторитет судов и доверие общества к судьям оставалось на низком уровне. При отсутствии же доверия общества к судебной системе говорить об эффективном правосудии будет просто невозможно.

Указ же Президента Кыргызской Республики “О мерах по совершенствованию правосудия в Кыргызской Республике” от 8 августа 2012 года № 147, был первым толчком на пути совершенствования судебной системы, но основе, которого была разработана Государственная целевая программа (далее ГЦП) "Развитие судебной системы Кыргызской Республики на 2014-2017 годы”. Данная целевая программа предполагала комплексное решение проблем обеспечения доступности, открытости и прозрачности правосудия, повышения доверия общества к правосудию и эффективности рассмотрения дел, обеспечения независимости судей и повышения уровня исполнения судебных актов, а также создания условий для осуществления правосудия

Мне как работнику судебной системы хотелось бы отметить, что в данной ГЦП были выявлены именно те проблемы, которые испытывала судебная система на протяжении многих лет, а именно недоработанная законодательная база не отвечающая реалиям нашего времени, создающая много волокиты и не понимания, закрытость и не просвещённость судебной системы, низкий уровень доверия к правосудию, кадровый потенциал и инфраструктура оставляющие желать лучшего.

В перспективах, которой для продолжения позитивных изменений в судебной системе Советом судей и Верховным судом было принято решение о разработке второй Государственной целевой программы на 2018-2022 гг. Данные позитивные изменения должны привести судебную систему к тому высокому уровню, в котором будет проявляться вся значимость судебной системы в Кыргызской Республике.

Решение проблем судебной системы должна сделать судебную систему: во первых современной и инновационной шагающей в ногу со временем, во вторых независимой и беспристрастной, в третьих открытой и доступной.

Хотелось бы отметить, что данные реформы должны проводиться наравне с повышения правосознания и правовой культуры населения, ведь на практике люди зачастую не имеют малейшего понятия о порядке обращения в суд. Потому что, граждане, сталкиваясь, с определенной проблемой даже в государственных органах, все им советуют обращаться в суд, но никто не объясняет сам порядок обращения. Повышение правосознания и правовой культуры должна сопровождаться не только работой судебной системы, но и государства посредством выпуска социальных роликов, освещенности определенных проблем в СМИ и путем выпуска определенного рода листовок и брошюр.

В целях же создания независимой судебной системы, то стоит и посмотреть опыт зарубежных стран, а именно Республики Сингапур, где были предприняты меры, способствующие улучшению судебного менеджмента. В судах начали применять лучшие практики управления, а руководителей судов начали учить навыкам лидерства. Администрирование судом, так же, как и управление, бизнесом, начало основываться на умении прогнозировать; применении методик стратегического планирования; умелом использовании информации; разработке политики в сфере управления персоналом; обеспечении производительности судебных производств путём использования информационно-коммуникационных технологий; посредничестве; регулярном проведении исследований с целью выяснения уровня удовлетворенности пользователей судебными услугами.

Что касается кадрового потенциала, то стоит подчеркнуть, что кадровый потенциал в судебной системе, нуждается в кардинальных изменениях, путем повышения профессиональных качеств и этики государственных служащих. Ведь работники судебной системы выполняют основную часть работы по осуществлению правосудия. Высокая ответственность, большой объем работы, низкая заработная плата и отсутствие какой либо мотивации сделало судебную систему перевалочным пунктом лишь для получения определенных опытов и навыков. Создание необходимых условий работы, постоянное обучение, повышение заработной платы и внедрение определенных мотивационных программ в виде поощрений, проведений определенных конкурсов, в том числе и спортивного характера должны способствовать привлечению и удержанию именно профессиональных кадров.

Как показывает, опыт зарубежных стран именно работники судебной системы могут, внести большой вклад в правильность осуществления правосудия по определенным вопросам. Допустим на примере Японии, где имеются сотрудники службы пробации суда по семейным делам, которые проводят расследование фактов и обстоятельств, связанных с межличностными отношениями, после чего представляют отчеты судье, обеспечивая правильность судебных решений во внутрисемейных спорах, делах по возвращению детей, делах, касающихся личного статуса, а также по правонарушениям несовершеннолетних. Они являются специалистами в области поведенческих наук, таких как психология, социология и педагогика.

В заключение все эти плоды реформ должны сделать судебную власть важным и действенным инструментом защиты прав граждан. Путем вынесения законных, беспристрастных, справедливых и независимых решений. Где судьи и работники судебной системы должны показывать высокий профессионализм при выполнения своих работ, и своим безупречным поведением быть примером всему обществу.

И самое главное каждый судья и работник судебной системы должен осознавать всю значимость проводимых реформ, не должен стоять на стороне и сделать определенный вклад в развитие судебной системы. Ведь главная ценность демократии — это справедливое и беспристрастное правосудие.

 

 

Комментарии отсутствуют.

Отправить комментарий

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Контактная информация

 

720040, город Бишкек, улица Абдумомунова, 205

Отдел документационного обеспечения, приема граждан и писем
(+996 312) 66-10-89
 
Электронная почта Верховного суда - supcourt@sot.kg
 
 

  

 

Рабочий график

Понедельник - Пятница     08:30 17:30

    Обеденный перерыв      12:00 – 13:00